После того как мы сформулировали проблемы и чётко поняли, какие проблемы необходимо решать, следующим шагом становится проверка путей их решения. В роли продукт-менеджера существует риск немедленного перехода к созданию фичей, минуя важный этап анализа и валидации возможных решений. Чтобы избежать этого, важно использовать эффективные инструменты для управления рисками, такие как предположения и гипотезы.
Метод Lean UX, предложенный Джеффом Готхельфом и Джошем Сайденом, оказался особенно полезным в этом процессе. Основной принцип Lean UX — это формулирование и проверка предположений и гипотез. По сути, этот подход направлен на управление рисками, где вместо того, чтобы выпускать продукт как единое целое, работа происходит поэтапно, с постоянным тестированием и обучением на основе реального пользовательского опыта. Такой подход часто называют «скоростью обучения».
Что такое предположения?
Когда мы думаем о проблемах и их решениях, мы часто выдвигаем множество предположений. Например, Алан Клемент отмечает, что при создании пользовательских историй есть риск допустить множество недоказанных предположений. Проблема не столько в самих предположениях, сколько в том, что их часто не валидируют перед тем, как разрабатывать продукт или услугу.
Метод Lean UX помогает рано выявлять и тестировать предположения, что даёт возможность избежать крупных ошибок и затрат. Предположения — это предпосылки, на основе которых строится дальнейшая работа над продуктом. Если эти предпосылки неверны, то весь продукт может оказаться неэффективным. Поэтому важно выдвигать и проверять ключевые предположения ещё до начала разработки.
Что такое гипотезы?
Гипотезы — это инструмент для проверки ваших предположений. Это более детализированные версии первоначальных предположений, которые формулируются таким образом, чтобы их можно было легко протестировать и измерить результат.
Например, если у нас есть предположение: «Эта фича решит проблему пользователя», то гипотеза может звучать так: «Если мы добавим функционал обратной связи в реальном времени, то это увеличит удовлетворённость пользователей на 15%». Такая гипотеза не только более конкретна, но и позволяет проверить, действительно ли новая функция повлияет на поведение пользователей.
Важно понимать, что гипотезы направлены на оценку изменений в поведении пользователей, а не просто на проверку работоспособности новой функции. Например, добавление кнопки или нового раздела может оказаться технологически успешным, но критично оценивать, изменилось ли поведение пользователей после этих изменений.
Работа с рисковыми предположениями
Одним из главных принципов, которые я усвоил, является необходимость сначала проверять самые рискованные предположения. Часто разработчики начинают с более простых или менее рискованных гипотез, однако это может приводить к тому, что ключевые риски остаются не проверенными до конца проекта. Это чревато большими затратами времени и ресурсов.
Использование простых прототипов стало для меня эффективным инструментом для проверки таких рискованных предположений. Например, гипотезы вроде «Эта фича решит проблему моего клиента» или «Пользователи готовы заплатить за этот сервис» можно проверить на ранних этапах, до того как будет потрачено много времени и денег на разработку.
Что гипотезы и предположения НЕ являются
Одна из частых ошибок, которую я наблюдал, заключается в том, что некоторые команды начинают воспринимать предположения и гипотезы как неоспоримые истины. Однако суть этих инструментов как раз в том, чтобы открыто заявлять о догадках, неизвестных или рисках. Главная задача — не создать идеальное решение с первого раза, а научиться на ранних этапах и избежать крупных ошибок.
Основной урок
Работа с предположениями и гипотезами — это важнейший аспект управления продуктом. В конечном итоге всё сводится к управлению рисками. Вместо того чтобы тратить месяцы на разработку без обратной связи от пользователей, я всегда рекомендую сначала идентифицировать и проверять самые рискованные предположения. Использование итеративного подхода, при котором вы учитесь на каждом шаге, помогает создавать продукт, который действительно решает проблемы пользователей и удовлетворяет бизнес-цели.
Этот процесс не только помогает сократить время и ресурсы, но и делает продукт более конкурентоспособным на рынке, так как позволяет быстрее адаптироваться к реальным потребностям пользователей.